Подготовка к школе – это деньги на ветер

Раскрываем секреты самого популярного курса для дошкольников! Внимание, спойлер: она все-таки нужна.

Чтение займет: 8 минут

Кому рекомендуем:

Подготовка к школе – это одно из самых популярных направлений в дошкольной педагогике. Ей не обучает разве что только ленивый! Вот только не все родители остаются довольны той подготовкой, за которую платили год или даже два года подряд

Как, почему и с чем это связано, а также какой вариант подготовки к школе самый рациональный – разберем в этом интервью с руководителем детского центра в Южном Бутово, Михайлиной Юлией Борисовной.

Чтение займет: 8 минут

ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. Подготовка в детском саду

Чаще всего с подготовкой к школе родители сталкиваются, когда их ребенок переходит в подготовительную группу. Тогда их начинают “атаковать” предложениями самые разные заведения: сад (куда они ходят), школа (куда они хотят поступать), детский центр рядом с домом… И даже бабушки и дедушки, готовые заниматься с внуками.

Но вы утверждаете, что все эти занятия не стоят вложенных в них времени и денег?

Да. Все понимают, что готовиться к школе нужно, но не разбираются, что именно должно быть на таких занятиях. Поэтому на моей практике большинство родителей разочаровываются в курсах, на которые они потратились. Сегодня мы как раз поговорим о том, с чем эти разочарования связаны и как их избежать.

Давайте сразу на примерах. Вот нам предложили подготовку к школе в саду – что нас там ждет?

Если мы говорим про государственный детский сад, то сам по себе он, если правильно проводит педагогическую работу, уже должен дать ребенку хорошую подготовку к школе. Это занятия, которые проходят в первой половине дня на протяжении всего учебного года, и они должны входить в “базовый абонемент” ребенка.

Но сейчас, поскольку гос. учреждениям разрешено вести коммерческую деятельность, все активно вводят дополнительные платные услуги в вечернее время. И эти же самые занятия, которые проводятся с утра, уже за дополнительную оплату проводят еще и вечером, под брендом “подготовка к школе”.

Little girl with pigtails holds a big clock on a yellow background. The concept of education, school, timing, time to learn. Closeup portrait. Copy space.

Если же занятия позиционируются как “принципиально другие”, “не такие, как с утра”, то получается, что сад плохо выполняет свою базовую работу по обучению детей, раз эти знания надо получать еще дополнительно. Это первый нюанс.

Второй нюанс в том, что работать с дошкольниками куда сложнее, чем со школьниками. И такой педагог должен быть обучен специальным методикам работы. Однако редко кто так хорошо отбирает кадры. Чаще всего для проведения таких занятий сады приглашают педагога-репетитора “со стороны” – например, это может быть учитель младших классов из той школы, с которой данный детский сад сотрудничает. Это совсем другой тип педагогической работы и, можно сказать, для подготовки к школе в саду такой педагог “непригоден”.

Как педагог может быть “непригоден”? Он же все равно педагог.

Вопрос не в человеке, а в уровне его подготовки. В системе образования есть некая преемственность по возрасту: чем младше ребенок, тем больше внимания ему стараются уделять. Сравните обучение в детском садике и в старшей школе – совершенно разные процессы. В одном случае мы ребенку, грубо говоря, попу вытираем, а в другом это уже уголовно наказуемо 🙂 Хотя и там, и там педагоги! Но процессы разные, возраста разные, принципы обучения и педагогические приемы тоже разные.

Дети-дошкольники пока не умеют контролировать себя настолько хорошо, чтобы все занятие проходило эффективно. Чего греха таить  да не все школьники с этим справляются! Будущие первоклашки часто выпадают из процесса и отвлекаются, их надо мотивировать, фокусировать внимание  а времени, отведенного на занятие, крайне мало. Вдобавок, конечно же они находятся “на своей территории”, в привычной им среде, и потому не перенимают образец поведения, которого затем им нужно будет придерживаться в школе.

Но даже если занятия проводят воспитатели самого детского сада – это тоже не самый удачный вариант. Кто хоть раз присматривал за двумя или тремя детьми одновременно, тот знает, насколько сложно контролировать их деятельность на протяжении даже пары часов. А у нас человек (воспитатель) уже отработал свою смену с двадцатью малышами, и плюс еще должен провести занятия по подготовке к школе! Разумеется его собственная, чисто человеческая эффективность будет невысокой, и это скажется на занятиях.

2. Подготовка при школе

А как насчет подготовки при школе, в которую мы хотим поступать?

Надо понимать, что в школе подготовка построена по другим законам. Там работает принцип “давать знания”. А вот кто как эти знания будет “брать” – учителей уже не касается. “Получается у ребенка – хорошо, не получается – ну, что поделать!” Это такой неправильный институтский принцип, когда обучение отталкивается от сознательности учащегося. То есть предполагается, что ученик уже настроен заниматься эффективно, его не надо подгонять, его не надо развлекать, он сам пришел сюда сознательно, чтобы обучаться.

И в этом основная проблема: перед нами дошкольник! Ему скучно, ему хочется двигаться, ему неинтересно обучаться по книжкам. Он хочет наглядности, игр, посмеяться, порисовать… Поэтому занятия проходят так: строгий вариант – дети сидят за партами все занятие, работают в тетрадях; нестрогий – дети играют (обычно кто во что хочет) в свободной форме, как в игровой комнате. Разумеется, ни тот, ни другой формат с точки зрения обучения неэффективны.

zk-statia-001-04

То есть на подготовке при школе учитель не будет обучать ребенка чтению, письму и счету?

Будет. Как может. Но вот будет ли таким способом обучаться сам ребенок? Будет ли ему так интересно? Хватит ли у него терпения и усидчивости для такого формата, который не каждый взрослый-то потянет? Большой вопрос.

Материал дается всем одинаково. Но достаточно ли будет ребенку того, что учитель что-то рассказал у доски? Их ведь там человек 15-20 на занятии. Даже подойти проверить, верно ли он делает, учитель не сможет – просто не успеет. А если у ребенка при этом что-то не получается, и надо объяснить, показать? Нереально.

А если школа настаивает, что их подготовка обязательна для поступления? Как быть?

Родителям надо понимать вот что: для того, чтобы школа получала финансирование от государства, она должна набрать себе определенное количество учеников. Условно говоря, чем больше детей она обслуживает – тем больше она получает. Поэтому в ее интересах набрать как можно больше детей. На практике это означает, что по сути никакого отсева по принципу “ходил к нам или нет” не будет, возьмут всех.

Но чтобы новые ученики поступали регулярно, школа должна создать вокруг себя некий ажиотаж успешности: повысить уровень своей престижности в глазах родителей, чтобы они хотели отдавать детей только туда. Это создается несколькими способами. Например, заявляется, что у них будут элитные или супер-умные классы, супер-учителя, супер-методики или связь с каким-то популярным институтом.

Но, конечно, если при поступлении говорить, что в итоге они возьмут всех желающих, – эффективность всей этой пиар-акции будет невысокой. Поэтому школа заявляет: “возьмем только тех, кто проходил у нас подготовку”. Таким образом они создадут видимость отбора учащихся, обоснуют принцип набора элитных классов и обеспечат престижность. А еще за целый год до начала обучения наберут будущих “клиентов”, и вдобавок весь этот год будут продавать им платный продукт – свой курс по подготовке к школе.

3. Ментальная арифметика, скорочтение и детское программирование

А как насчет курсов по развитию интеллекта, которые позиционируют себя как “альтернативная подготовка к школе”? Например, ментальная арифметика, скорочтение, робототехника, программирование, шахматы.

Эти курсы полезны для развития кругозора. Но в свою программу они берут только какие-то элементы подготовки, без общей системы, поэтому они не смогут нормально подготовить ребенка к школе. Все-таки подготовка к школе – намного более сложный курс, чем вышеперечисленные.

Например, у скорочтения есть один большой минус: оно развивает навык “скорость чтения”, который потребуется ребенку в классе эдак в пятом или шестом (зависит от того, по какой программе он учится). Причем на практике он будет его применять только в старшей школе или даже в институте, когда потребуется изучать много информации за короткий срок.

То есть это преждевременные и не всегда нужные финансовые вложения – не всем надо читать быстро, у всех разная скорость усвоения информации. Кому-то, для того, чтобы лучше разобраться в материале, нужно читать “с чувством, с толком, с расстановкой”.

Кроме того, в погоне за скоростью чтения мы пропускаем очень важный предыдущий этап освоения навыка чтения как такового – чтение по слогам. А ведь он дает ребенку такие эффекты как “врожденная грамотность” и “чувство языка”, то есть способность грамотно писать “на слух” и интуитивное понимание правил. Получается, что в дошкольном возрасте это в принципе нерациональная трата сил, времени и денег.

zk-statia-001-01

А программирование для детей?

То же самое. Многим родителям представляется, что там ребенок садится и создает что-то новое, свежее и необычное. Но по факту он работает с очень простым конструктором по очень простому алгоритму, по принципу “повторяй за мной и делай раз, делай два, делай три”. Эффект такой, будто ребенок собирает несложный набор лего.

Разве это плохо? Все-таки здесь есть порядок действий, алгоритм…

Нет, конечно, это хорошо. Но это капля в море, если мы говорим о подготовке к школе! К тому же, перенести потом эти действия на какую-то другую область и действовать там по этой же аналогии обычно не получается. То есть на программировании мы это освоим, а как это перенести в жизнь – большой вопрос.

Например, даже если ребенок научился делать так, чтобы запрограммированный им робот сделал два шага вперед разными ножками, а потом присел, – это еще не значит, что этот самый ребенок сможет, например, решать задачи на порядок действий, которые будут в школе. Хотя, казалось бы, порядок действий на этом программировании был.

В этом и заключается подвох таких курсов – за видимыми “успехами” ребенка, которые по сути просто повторение какого-то несложного процесса, не идет обучения чему-то новому как таковому, мы не освоим с помощью них новый навык. Все это только дополнительные кружки для общего развития, не более.

4. Подготовка дома с мамой или репетитором

Вот! Есть же еще детские центры и кружки у дома. Как с ними?

Да, это очень удобно, рядом с домом, стоит недорого… И, как правило, совсем себя не оправдывает 🙂

Напомню: обучать дошкольников намного сложнее, чем обучать школьников или студентов. И такой педагог должен быть специально подготовлен – должно быть и образование, и методические материалы, и опыт преподавания в группах.

Неужели такого педагога не может быть в обычном детском центре?

Может. И если вам попался такой – считайте это за счастье, держитесь за него, это редкость!

Но обычно в таких детских центрах работают люди, готовые заниматься всеми направлениями. Мы называем такие центры “досуговыми”, потому что скорее всего там будет пение, лепка, изо, шахматы, театральная студия, дни рождения, детский театр… Все что может привлечь родителя как потенциального клиента.

Не всегда даже там преподают именно педагоги, с педагогическим дипломом. Очень часто такие центры открывают молодые мамы, репетиторы или тренеры (например, бывшие чемпионы по танцам). Потому их знания классической комплексной подготовки к школе довольно низкие. Соответственно, качество курсов там страдает.

zk-statia-001-03

Кстати, как насчет занятий с мамой, бабушкой или домашним репетитором?

Лучше всего тогда ориентироваться на репетитора. Потому что отношение бабушки или дедушки к своему внуку совсем другое – он свой, он родной. И у ребенка складывается своеобразная картина того, как он будет чувствовать себя в школе. А в школе-то по-домашнему не будет.

Маме тоже редко удается добиться хорошего результата. К нам частенько приходят мамы, которые даже являются педагогами (логопеды, психологи, учителя). Но самой работать со своим собственным ребенком очень сложно. Часто это либо не получается, либо эти занятия происходят в каком-то бытовом формате (например, мама просит его посчитать тарелки). Но этого тоже мало. Занятия по подготовке к школе должны формировать произвольность – то есть осознанность, намеренность и способность “выполнить это сейчас, потому что надо”. А домашняя, чисто бытовая обстановка к этому не располагает.

Разумные мамы честно признаются, что ищут курсы подготовки не потому, что не могут сами подготовить, а потому что как раз хотят сохранить вот эти детско-родительские отношения, не перенося их на “деловые”, как это будет с репетитором.

Поэтому, повторюсь, больше толку в этом случае будет от репетитора. Он сможет выстроить эти отношения “ученик – учитель”. Но надо помнить, что приходит он в этом случае “на территорию” ребенка, к нему домой, где там он хозяин и привык делать что хочет. Поэтому атмосфера обучения будет искажена и будет с недостатками.

Наилучший вариант в этом случае – если ребенок будет ходить к репетитору на дом, а не наоборот. Но он тоже с недостатком – не будет развиваться навык работы в группе, очень нужный в школе.

5. Альтернативы. В чем подвох?

И все-таки, у всех этих вариантов есть и плюсы, не только минусы…

Все верно, я согласна.

Тогда почему мы говорим о том, что 90% услуг по подготовке к школе – это пустая трата денег?

Сама по себе подготовка к школе – это целый комплекс навыков. Визуально ее можно представить в виде многослойного пирога, порезанного на несколько кусочков, где каждый кусочек – это набор навыков, а каждый слой – уровень мастерства этих навыков. Навык чтения, навык счета, навык письма, навык групповой работы и так далее.

И наша задача на подготовке к школе дать ребенку весь этот пирог целиком, а не частями. Он должен быть у него полный. Но все эти перечисленные ситуации обеспечат этот пирог только частично, только какой-то отдельный кусочек.

Поэтому лучше всего для подготовки ориентироваться на специальные центры, которые профессионально занимаются обучением и развитием детей.

Вы сейчас говорите о центрах, аналогичных вашему?

Да, все верно, я говорю о центрах с коррекционно-развивающим уклоном, которые профессионально занимаются обучением и развитием детей. В них как правило есть логопеды, психологи, нейропсихологи, дефектологи, дошкольные педагоги.

Такие центры сильно отличаются от тех же самых “досуговых” детских центров своим подходом в работе, так как создавались как раз для того, чтобы правильно обучать. Методически правильно! Что немаловажно, они могут обучать и при нормальном, и при нарушенном развитии, когда есть какие-то сложности и требуется помощь дополнительного специалиста. Поэтому педагоги в таких центрах как правило более опытные, грамотные и сильные.

И там проводят подготовку к школе для обычных детей, без нарушений развития?

Да, как правило проводят. Причем там учитывают индивидуальные особенности ребенка.

zk-statia-001-05

Например, есть разделение по возрастам или по уровню группы: есть специальные группы для тех, кто планирует пойти в школу с физико-математическим или языковым уклоном, и где требуется высокий уровень подготовки, или есть уровень обучения с нуля, когда ребенок ни читать, ни писать еще совсем не умеет. А также есть возможность скорректировать имеющиеся проблемы развития.

Во всех этих ситуациях подход к обучению должен быть принципиально разный. В случае с тем же садом, школой или кружком возле дома так не получится – а здесь это принципиальный момент, это будут учитывать в первую очередь.

А что касательно цены?

Да, как правило, в таких центрах выше стоимость занятий, примерно где-то в 1,5-2 раза. Но если говорить о соотношении “цена-качество”, то родитель при этом выигравает в разы. Если взять, к примеру, тот же слоеный пирог, то в саду, школе и на других рассмотренных выше примерах у вас будет только один, максимум два кусочка от всего пирога. В то время как центры типа нашего дают весь пирог целиком.

Особенно хорошие результаты будут, если родитель рассчитывает заниматься один или даже два полных учебных года. Потому что многие думают, что достаточно пары месяцев до школы. Увы это тоже заблуждение. За пару месяцев сделать удается немного. Но при полноценном курсе у вас получатся очень хорошие результаты.

То есть вы рекомендуете искать вот эти коррекционно-развивающие центры, чтобы проходить подготовку к школе там?

Скорее, в первую очередь я рекомендую родителям более подробно изучать те места, куда они собираются ходить, и лучше осознавать перспективы такого обучения. В любом случае придется делать выбор – так лучше пусть он будет осознанный.

И если у вас есть такая возможность – то да, центры коррекционно-развивающего типа, где есть логопеды, дефектологи, нейропсихологи и другие специалисты с профессиональным педагогическим образованием, – это отличный способ подготовить ребенка к школе, на хорошем уровне. Условия, качество обучения и методики там как правило выше и сильнее, чем в альтернативных вариантах.

Но таких центров немного. В Москве их обычно всего один или два на район, поэтому вряд ли это будет вариант “возле дома”. К нам вот приезжают, например, даже несмотря на то, что дорога занимает больше часа езды.

РЕКОМЕНДУЕМ:
Подготовка к школе – это деньги на ветер
Сильный курс Подготовки в традициях Русской школы.
Для детей 4-7 лет
Подготовка к школе – это деньги на ветер
Развиваем память, внимание, мышление, усидчивость.
Для детей 2-10 лет
РЕКОМЕНДУЕМ:
Подготовка к школе – это деньги на ветер
Сильный курс Подготовки в традициях Русской школы.
Для детей 4-7 лет
vedushii-specialist111

На вопросы отвечала:

Михайлина Юлия Борисовна

Руководитель детского центра в Бутово “Интеллект-студия Золотой ключик”.

Логопед-дефектолог высшей квалификационной категории, нейропсихолог, специальный психолог. Более 35 лет опыта работы с детьми по теме “Комплексное развитие речи и интеллекта ребенка”.

нео-
бычный
детский
центр в
бутово

Мы не досуговый детский центр, в котором есть робототехника, балет и английский.

Мы профессионально занимаемся педагогикой и детским развитием. И обучаем тем навыкам, благодаря которым ребёнок хорошо осваивает те же самые робототехнику, английский и балет.

Это развитие психики и интеллекта. Это то, что формируется до школы, что будет ценно всю жизнь и во что родителям надо вкладываться в первую очередь.

отзывы о нас
КОНТАКТЫ

+7 (985) 773-71-67
ежедневно с 10:00 до 20:00

+7 (495) 773-71-67
пн.-пт. с 12:00 до 18:00

мы перезвоним
пн.-пт. с 12:00 до 18:00

Быстрее всего мы отвечаем по WhatsApp. Кликните на иконку, чтобы написать в чат, позвонить нам или оставить заявку. Будем рады помочь!

Все приёмы строго по записи

г. Москва, р-н Южное Бутово,
ул. Монаховой, д. 105, к. 1